Дары гор
Советский писатель В. Лященко в своем очерке «Чабан» пишет: «Чабаны возят с собой муку и крупы, практически всегда имеют возможность есть свежее мясо. Фабрикой витаминов и аминокислот служит кумысная кобылица, без нее чабан с детишками в горы не пойдет. Алька — жена чабана — из кумыса готовит девять различных блюд, и некоторые из них (я могу утверждать это) сделали бы честь любому ресторану.
А такие дары гор, как дикие лук и чеснок, до сих пор еще не оценены по достоинству нашей пищевой промышленностью и медициной». Коль мы начали приводить письменные примеры, давайте обратимся к страницам древних рукописей. Что пишут их авторы о киргизах и их пище? Во II — I веках до н. э. в Ферганской долине, занимая южную часть современной Киргизии, существовало царство Давань. «Даваньцы — пишет автор древней рукописи, — ведут оседлый образ жизни, занимаются земледелием, сеют рис и пшеницу.
В стране Давань есть города, мастерские ремесленников, рудники, поля, сады, виноградники. У даваньцев тысячные стада, отары, табуны, происходящие от породы небесных лошадей». Одновременно с царством Давань на северо-востоке Киргизии располагалось государство усуней (потомки их до сих пор проживают в Чуйской долине и называют себя уйсун-киргизами или чалаказаками). В 107 г. до н. э. китайская царевна, выданная замуж за усуньского правителя, тоскуя по своему дому, сложила печальную песню:
Выдали меня родственники
В далекую сторону,
Отдали в чужое царство
За усуньского царя.
Живет он в бедной хижине.
Обтянутой войлоком.
Пища его мясо,
Питье его молоко.
Как вспомню об отечестве,
Желаю диким гусем стать.
Чтоб возвратиться на родину.
«Киргизская кухня», Т. Борубаев
Читайте далее: