Сведения о киргизах в древних летописях
В древней летописи, датируемой 618 г., имеются следующие сведения о киргизах: «Они горды и стойки. Сеют просо, ячмень, пшеницу и гималайский ячмень. Лошади плотны и рослы. Есть верблюды и коровы, но более коров и овец. Богатые землепашцы имеют их по несколько тысяч голов. Есть золото, железо, олово… Питаются мясом и кобыльим молоком». Сохранились записи одного буддистского проповедника, который, заблудившись во время снежной бури на перевалах Тянь-Шаня, попал к берегам Иссык-Куля, а оттуда в Чуйскую долину.
Здесь в городе Суябе — столице каганата ему был устроен пышный прием. Когда иноземный гость был приглашен в царский шатер, ему подали мясо, молоко, овощи, вино. Таким образом, продукты, производимые в скотоводческом хозяйстве, плоды довольно развитого земледелия, свойственные только Среднеазиатскому региону, продиктовали глубоко своеобразный характер питания нашего народа. В истории развития пищи киргизов условно можно выделить три этапа: мясо-молочный, мясо-молочно-мучной и комплексный.
Господство животноводства в укладе хозяйства до середины XIX века обусловило преобладание в пище мясных и молочных блюд. Добровольное присоединение Киргизии к России в 1863 г., появление на территории республики русских переселенцев привели к увеличению в пищевом рационе доли мучных блюд, блюд с применением различных круп. С развитием огородничества, садоводства, бахчеводства, птицеводства, пчеловодства и других отраслей земледелия пища киргизского народа, а вместе с ней и искусство кулинарии поднялась на качественно более высокий уровень. В повседневный рацион питания вошли различные овощи, фрукты, яйца, рыба и другие продукты. Значительное влияние оказало на формирование киргизской кухни расширение связей с соседними народами и народностями. Эти связи способствовали обогащению национальных культур, национальных кулинарий и, разумеется, без некоторых заимствований тут не обошлось.
Однако они ни в коей мере не повлияли на национальное своеобразие киргизской кулинарии. Сложившийся ассортимент блюд, веками отработанные способы приготовления пищи глубоко оригинальны и являются неотъемлемой и составной частью материальной культуры нашего народа. Надо сказать, что в настоящее время, в эпоху общемировой унификации и урбанизации культуры, конечно, этнические особенности народов в материально-бытовой сфере постепенно стираются. Однако этнографическое своеобразие пищи различных народов сохраняется несравненно дольше по сравнению с другими сферами материальной культуры (жилище, одежда и т. д.). Это обусловлено прежде всего тем, что пища, способы ее приготовления связаны с различными аспектами жизни — методами хозяйствования, обычаями, традициями, природными условиями и др.
«Киргизская кухня», Т. Борубаев
Читайте далее: