Обрядовые угощения
Различные обычаи и обряды сопровождают жизнь человека с его рождения и до самой смерти.
Так, например, одна группа обрядов была приурочена к различным моментам жизни ребенка: жентек той — угощение по поводу рождения ребенка, кыркын чыгаруу — угощение на сороковой день после рождения ребенка, бешик той — угощение по случаю первого укладывания ребенка в колыбель, тушоо кыркуу — угощение после исполнения ребенку одного года и т. д.
Другая группа обрядов связана со свадьбами: келин кёрюю — смотрины невесты, отко киргизюю — угощение, устраиваемое поочередно старшими родственниками, по случаю первого приглашения в свой дом молодоженов, теркюлё — посещение молодой женщины дома своих родителей впервые после замужества, которое сопровождалось угощением и взаимными подарками.
Третья группа обрядов и обычаев связана с устройством похорон:
- кара аш — поминки в день смерти,
- учюлюк — третины,
- жетилик — седьмины,
- кыркы — сороковины,
- аш — годичные поминки.
Четвертая группа — это бытовые обычаи и обряды:
- ёрлюк — поздравление с новосельем,
- ажыраш-аяк — угощение родных и близких в связи с отъездом,
- шерне — угощение, устраиваемое поочередно соседями и друзьями, с обязательным забоем скота.
В большинстве случаев обрядовым блюдом служит мясо. На свадебных пирах, смотринах и т. д. невесте и жениху на отдельном блюде подают устуканы, предназначенные только им, чаще всего это грудинка (о ритуалах подачи мяса рассказано в разделе «Вторые блюда»). Неотъемлемым компонентом свадебных и других коллективных трапез являются кумыс, бозо и другие напитки. В старину, чтобы усилить опъяняющее свойство бозо, в него добавляли мед, сахар, а в кумыс — корни кучала, ак кодоол (разновидность аконита), настой черного чая, мед, нават, изюм, ягоды облепихи, барбариса.
Специальные обрядовые блюда готовились к отдельным сезонным, календарным праздникам. О некоторых из них рассказывается в главе «Обрядовые блюда». Хотя изучение этих блюд представляет большой интерес, к сожалению, многие из них забываются, выходят из употребления, тем самым превращаясь в архаичные типы пищи. Некоторые кушанья, ранее имевшие ритуальное, знаковое содержание, нынче, утеряв первоначальное значение, постепенно превращаются просто в праздничные или даже в повседневные блюда. Одна из существеннейших особенностей киргизской кухни в том, что она предпочитает блюда, в которых продукты сохраняют свой натуральный вид и вкус.
«Киргизская кухня», Т. Борубаев
Читайте далее: